Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

PYRIM Xag Sameax

Перейти вниз

PYRIM    Xag  Sameax Empty PYRIM Xag Sameax

Сообщение  Diana Чт Мар 20, 2008 6:31 pm

PYRIM    Xag  Sameax Purim

Праздник, который мы празднуем со времен Эстер и Мордехая, называется Пуримом не потому, что жребий, едва не погубивший евреев, в конце концов постиг их врагов. Мы празднуем победу раскаяния над грехом, провидения над случайностью, смысла над абсурдом, Божественного замысла — над хаосом омрачающих мир теней.
Царство случайности довлеет над нами лишь до тех пор, пока мы сами избираем его себе. Но в тот миг, когда мы делаем иной выбор, жребий перестает символизировать случайность и начинает олицетворять Божественный замысел.
Поэтому и назвали эти дни «Пурим» по названию «пур» (9:26).

Мидраш подметил многочисленные черты сходства между книгой Эстер и повестью об Иосифе. Ограничимся здесь одним ярким примером из мидраша Эстер раба, 7 и 8:

<BLOCKQUOTE>
Рабби Иоханан от имени рабби Биньямина бар рабби Леви: «Сыны Рахели19 — испытания их равны, и величие их равно.
Испытания их равны, ибо сказано об одном [Иосифе]: „И бывало, когда так она говорила Иосифу ежедневно, а он не слушался ее“ (Берешит 39:10).
И сказано о другом [Мордехае]: „И было: после того, как говорили они ему изо дня в день, а он не слушал их“ (3:4).
Величие их равно, ибо сказано об одном [Иосифе]: „И снял Паро перстень свой с руки своей, и надел его на руку Йосэфа, и одел его в одежду из виссона… и велел везти его на колеснице наместника, бывшего у него“ (Берешит 41:42–43).
И сказано о другом [Мордехае]: „И снял царь перстень свой, который он отнял у Амана, и отдал его Мордехаю“ (8:2); „И пусть подадут одеяние и коня в руки одному из знатных сановников царских и облекут того человека, которого царь хочет отличить почестью, и выведут его на коне на городскую площадь, и провозгласят перед ним: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью“ (6:9)».
</BLOCKQUOTE>
Мидраш выстраивает текстуальные совпадения для того, чтобы подчеркнуть смысловые параллели, каждая из которых оттеняет и углубляет толкование сопоставленного ей фрагмента другого текста. Насколько умышленны эти параллели? Совпадение фраз и редких словосочетаний доказывает, что книга Эстер идет по следам повести об Иосифе не случайно. Автор свитка Эстер отдавал себе отчет в том, что объединяет обе истории. И мидраш выявляет это общее, игнорируя многочисленные формальные стилистические и сюжетные совпадения, такие, как красота главного действующего лица, сходство в описании пиров, нумерологические параллели и прочее.
В чем главная заслуга Иосифа и Мордехая? Оба проявили удивительную стойкость, оба выдерживали испытание изо дня в день на протяжении долгого времени. Именно это сходство подмечает мидраш, и оно роднит истории Иосифа и Эстер — только их во всем Танахе. Третьего примера подобной стойкости мы не найдем.


Помимо этого, в свитке Эстер и повести об Иосифе в книге Берешит мы видим сходные выражения готовности пожертвовать ради других людей самым дорогим — собственной жизнью (Эстер) и свободой любимого сына (Яков):
И брата вашего возьмите, и встаньте, пойдите опять к человеку тому. А Бог всемогущий да даст вам милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего, и Биньямина, а я — как был бездетным, так буду бездетным»
(Берешит 43:13–14).
А потом пойду к царю, хотя это и не по закону, и если уж погибать мне, то погибну (4:16).


А вот еще одна параллель, выражающая готовность героя идти путем жертвенности до конца:
Ибо как взойду я к отцу моему, когда отрока нет со мною? Как бы не увидеть мне бедствия, которое постигнет отца моего
(Берешит 44:34).
Потому что как могу я видеть бедствие, которое постигнет народ мой (8:6).
Осмысление этих параллелей ведет нас к содержательному сопоставлению обеих историй.

СМЫСЛОВОЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Главная параллель, объединяющая книгу Эстер и повесть об Иосифе — одновременно сюжетная и смысловая. Там и здесь герои пребывают в изгнании, там и здесь и в силу своих достоинств вольно или невольно обретают близость к иноземным властителям. Неправда ли, в чем-то очень характерная еврейская судьба? Близость к власть имущим рискованная, но стойкость, жертвенность и великодушие главных героев в конце концов снискивают спасение всем сынам Израиля — от голодной ли, от насильственной ли смерти.
Страны, в которых происходит действие — восточные деспотии, Египет и Персия.
Герои — Иосиф, Эстер и Мордехай — попадают туда не по своей воле.
Их приближение к правителю поначалу насильственное — Иосиф насильно продан в Египет, а Эстер силой взята на ложе Ахашвероша. Так они начинают жизнь — новый раб египетского вельможи и новая услада персидского деспота.
С тем и другим злую шутку сыграла одухотворенная физиче-ская красота. Из-за нее прекрасный Иосиф оказывается в темнице, а Эстер — в гареме. Однако положение обоих быстро улучшается: незаменимый Иосиф всюду — даже в тюрьме — становится доверенным лицом начальства, а скромная Эстер избрана всесильным деспотом в супруги.
Но решающий шаг навстречу своей судьбе — и одновременно навстречу своему венценосному поработителю — оба делают, хотя и побуждаемые обстоятельствами, тем не менее, по собственной воле. Иосиф истолковывает фараону его вещие сны, а Эстер молит супруга-царя за свой народ и добивается наказания злоумышленников. И этот переломный момент знаменует их взлет: Иосиф становится фактическим правителем Египта, а Мордехай, ставленник Эстер, — Персии.
В обоих случаях герои понимают свое высокое положение как миссию, возложенную на них ради спасения Израиля от смертельной угрозы. Мудрый Иосиф постигает это сам: «но теперь не печальтесь… что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Бог пред вами» (Берешит 45:6); а Эстер об этом сообщает Мордехай: «не для такой ли поры и достигла ты силы достоинства царского» (4:14). От обоих исполнение своей миссии требует тяжелой внутренней борьбы: Иосиф должен простить братьев, а Эстер — решиться пойти к царю. А ведь это означает для нее не только смертельный риск: приглашение царя на пир равносильно согласию стать его женой. Неважно, что никто не спрашивал и не собирается спрашивать ее согласия. Важно то, что до сих пор в своих собственных глазах она оставалась жертвой грубого гоя-насильника и, возможно, мечтала обрести когда-нибудь свободу, счастье. Теперь же она по собственной воле превратилась в его жену и должна поставить точку на своих мечтах…
Оба героя — Иосиф и Эстер — проглатывают причиненную лично им несправедливость, мирятся с ней. Они никому не мстят за свою искалеченную юность, за неосуществленные мечты о любви и счастье, которые есть у каждого человека. Оба смиренно принимают свою судьбу. И мы так ничего и не узнаем о том, чего это им стоило…
Композиционные параллели и некоторые детали обоих сюжетов еще больше усиливают их сходство.


  1. Иосиф и Эстер оба вынуждены сдерживать свои чувства, скрывать свое происхождение: Иосиф от братьев, Эстер от Ахашвероша и его слуг. Раскрытие главным героем тайны своей личности совпадает в обоих сюжетах с кульминацией действия.
  2. Помимо самораскрытия, в той и другой истории важную роль играет раскрытие главным героем чужой тайны. Но если Иосиф раскрывает смысл снов, приснившихся узникам в темнице, то Мордехай напротив, подслушивает слова, сказанные бодрствующими стражами — и раскрывает заговор против Ахашвероша.
  3. В том и другом случае благодеяние, оказанное героем, оказывается до поры до времени невознагражденным — египетский сановник «забывает» об услуге, оказанной ему Иосифом, а персидский царь (или его вельможа) «забывает» о бдительности Мордехая.
  4. Награда приходит к герою с опозданием, и она подобна отраженному свету: Иосиф, толкователь снов, вознагражден, когда вещий сон видит сам фараон (и тут же «забывчивый» вельможа вспоминает о заключенном, умеющем толковать сновидения). И, напротив, отсутствие сна, бессонница, побуждает персидского царя читать памятную книгу, из которой он узнает, что его жизнь спасло бодрствование Мордехая (подслушавшего слова заговорщиков).
  5. В том и другом сюжете важную роль играют двое царских слуг, нарушивших свой долг: начальник хлебопеков и начальник пекарей при дворе фараона и двое стражей Ахашвероша.
  6. В книге Эстер и в повести об Иосифе фигурируют вельможи, вызвавшие царский гнев и повешенные на дереве: начальник пекарей в Египте и Аман с сыновьями в персидской столице.
  7. Наконец, в той и другой истории развязка наступает после напряженного, полного драматизма пира: Иосифа с братьями и Эстер с Ахашверошем и Мордехаем. В обоих случаях приглашенные (братья Иосифа и гости Эстер) не знают, что ожидает их на пиру, в то время как хозяева (Иосиф и Эстер) готовят разоблачение тайны.
Однако главное сходство обоих сюжетов все же в другом: там и здесь рука Провидения действует скрытно, без явных чудес. В обоих случаях главные события совершаются в камерных, «семейных» рамках, но на фоне смертельной угрозы (голод в Ханаане, истребительный указ в персидской державе). Там и здесь главный герой становится посланцем Всевышнего и понимает это.
В повести об Иосифе об этом сказано прямо:

<BLOCKQUOTE>
Итак, не вы послали меня сюда, но Бог.
</BLOCKQUOTE>
Берешит 45:8
В книге Эстер звучит вопрос Мордехая:

<BLOCKQUOTE>
Ибо если ты промолчишь в такое время, то свобода и избавление придут к иудеям из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для того ли ты и достигла достоинства царского? (4:14).
</BLOCKQUOTE>
В обеих историях судьба главного героя обретает смысл благодаря его миссии, а происходящее наполняется непреходящим значением в контексте Божественного замысла.

«Кипящим гневом буду царствовать над вами. Не думайте, что Мое царство когда-нибудь от вас отступит. Я буду царствовать над вами в любом случае: либо вы будете процветать и благоденствовать, либо Я спрячу Мое лицо."
Иехезкиэль
Составлено по материалам р.Габриэля Хаима Коэна и р.Зэева Дашевского

Хаг ПУРИМ САМЕАХ всем-всем-всем!!!
Diana
Diana

Количество сообщений : 3241
География: : Stuttgart
Дата регистрации : 2008-01-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения